Понимать или меняться?
Всё дело в ... шарах
Цель статьи: дать больше информации про изменения, почему это не всегда просто и что делать.
Краткое предисловие. Ведение к тему
Если мы хотим образно представить нашу психику, то можно разделить её на 2 части: сознательную и подсознательную (например, в гештальте это называется персона и ID, но не буду грузить вас этими терминами). Сознательное — это то, что на поверхности, в большей степени ясно и понятно, это его основная функция — понимать. Подсознание — это глубинная часть, его функция — чувствовать, в нем храниться вся наша память, все травмы, весь опыт. Если представлять нашу психику в виде дома, то подсознание — мощный фундамент, сознательное — это то, что сверху: стена, крыша, окна, обстановка. В объемном соотношении подсознательное больше, чем сознательное. А что такое наше психика — это множество сформированных нейронных цепочек — таких объединенных нейрончиков, вот эта цепочка — вы ложку держите, а вот эта посложнее — вы каждый вечер чистите зубы. И, так как в детстве нейронные цепочки образуются быстрее, то подсознание больше по объему, приблизительно соотношение сознания и подсознания 1:9 ( 10% и 90%). Подготовительная часть проведена (думаю, что мне нужно называться капец, как сложный психолог, а ведь я действительно так думаю, в том числе, когда анализирую сессии).
Часть 1. Этот удивительный жонглёр с шарами.
А подсознание хочу сегодня представить в виде жонглёра, который подбрасывает шары (это нейронные цепочки). Представили: жонглёр, шары крутятся в руках, какой-то шар — это ваше убеждение, каким вы должны быть: «девочки женственными», а «мальчики не плакать». И это удивительная история, что основные представления о жизни в виде нейронных цепочек формируются тогда, когда мы ещё малы, ограничены в контактах и жизненном кругозоре, а засада этой истории, что этими нейронными цепочками вы будете пользоваться всю взрослую жизнь. Я даже понимаю, почему так. Наш мозг достался нам в наследство от первобытно - общинных людей и он не сильно эволюционировал с тех пор. И наша психика подходит в большей степени под те пещерные ограниченные задачи, когда основная задача основная была выжить в том сложном первобытном мире. Поэтому, как только ребенок рождается, с огромной скоростью начинают расти нейроны, чтобы как можно быстрее образовывались навыки для выживания. И, так как, скорее всего в древнем мире окружающая обстановка и круг общения не сильно менялись на протяжении короткой жизни, то и запаса который образовался в детстве было достаточно на жизнь в пещере. Психика — эта система нейронных цепочек, которая сформировалась в детстве, работала всю жизнь с теми убеждениями, правилами и навыками, которые создала в детстве. Нейрофизиологами доказано, что с возрастом наша способность образовывать новые нейронные цепочки уменьшается, я бы даже сказала стремиться к нулю. Я часто говорю так: наша психика совсем не заточена под амбициозные цели, которые вы ставите. Скажу больше, в ней есть защитный механизм от перемен: например, страхи. Все, кто были активными, творческими, развивающимися, любопытными, были съедены саблезубыми тиграми и затоптаны мамонтами. Выжили ленивые скептики. Вот такое наследство. Так что не удивляйтесь, что вы чаще хотите полежать на диване, договариваетесь с собой, что «итак сойдёт», а при попытках сделать что-то новое возникает страх….
А подсознание хочу сегодня представить в виде жонглёра, который подбрасывает шары (это нейронные цепочки). Представили: жонглёр, шары крутятся в руках, какой-то шар — это ваше убеждение, каким вы должны быть: «девочки женственными», а «мальчики не плакать». И это удивительная история, что основные представления о жизни в виде нейронных цепочек формируются тогда, когда мы ещё малы, ограничены в контактах и жизненном кругозоре, а засада этой истории, что этими нейронными цепочками вы будете пользоваться всю взрослую жизнь. Я даже понимаю, почему так. Наш мозг достался нам в наследство от первобытно - общинных людей и он не сильно эволюционировал с тех пор. И наша психика подходит в большей степени под те пещерные ограниченные задачи, когда основная задача основная была выжить в том сложном первобытном мире. Поэтому, как только ребенок рождается, с огромной скоростью начинают расти нейроны, чтобы как можно быстрее образовывались навыки для выживания. И, так как, скорее всего в древнем мире окружающая обстановка и круг общения не сильно менялись на протяжении короткой жизни, то и запаса который образовался в детстве было достаточно на жизнь в пещере. Психика — эта система нейронных цепочек, которая сформировалась в детстве, работала всю жизнь с теми убеждениями, правилами и навыками, которые создала в детстве. Нейрофизиологами доказано, что с возрастом наша способность образовывать новые нейронные цепочки уменьшается, я бы даже сказала стремиться к нулю. Я часто говорю так: наша психика совсем не заточена под амбициозные цели, которые вы ставите. Скажу больше, в ней есть защитный механизм от перемен: например, страхи. Все, кто были активными, творческими, развивающимися, любопытными, были съедены саблезубыми тиграми и затоптаны мамонтами. Выжили ленивые скептики. Вот такое наследство. Так что не удивляйтесь, что вы чаще хотите полежать на диване, договариваетесь с собой, что «итак сойдёт», а при попытках сделать что-то новое возникает страх….
Часть 2.Наталья, что делать? Если всё так консервативно?
Вернёмся к жонглёру, который прямо сейчас подбрасывает шары, он может жонглировать только определённым количеством шаров ( ага, вот это и объяснение про многозадачность). Напомню, что шар - это новый навык, способность, модель поведения в основе которых нейронные цепочки. И тут вы, с новой задачей…. Хочу миллион, например (самый частый запрос ко мне). С образом шаров это означает, что жонглёр должен взять в работу новый шар (создать новую нейронную цепочку, как совокупность навыков, убеждений, действий, как тех, что уже есть, так и новых), для этого нужно бросить какой-то из старых шаров и заменить его на новый… А у него нет функции бросать… У него настройки древнего мозга, если он бросит какой-то шар ( убеждение, навык, правило жизни), то это смерти подобно.
Решение, конечно есть.
Но сначала срабатывает «защита», вашему сознанию дают задачу «понять». Вот поймем, тогда старый шар бросим, без проблем. Понимать — это круто. Но, как говориться, есть разные уровни понимания. Иногда да, понимание приводит к смене шара, но нужны определённые условия.
И вот, несколько веков назад, образовалась группа людей, которые решили дать ответ: что делать, чтобы шары можно было менять для получения других результатов. Сейчас эти люди называются психологи, психотерапевты, психоаналитики. Они непрерывно работают, чтобы решить проблему с шарами, придумывают новые методы и способы, зная о том, что снова и снова психики образует новые защиты, адаптируясь и привыкая к тем способам и методам, которые ей предлагают для перемен. И я тоже в этой группе:)))
Расскажу несколько вариантов для замены шаров:
1. потрясение, всплеск эмоций, что-то необычное, непривычное, интерес к этому превысит силу защит. Например, вы идёте к медийному раскрученному психологу, ценник у которого как крыло самолёта. Это безусловно потрясение для психики. Есть методы, которые провоцируют на сильные эмоции и переживания.
2. длительная работа, с большим количеством заходов, попыток, интервенций в процессе которой жонглёр долго присматривается, с разных сторон рассматривая новый шар, а также психолог доносит мысль, что саблезубых тигров больше нет, можно менять шары, брать новые. А можно попробовать взять шар, то есть попробовать новый навык, модель поведения. Такие шары иногда показываю я: как бывает по-другому, рассказывая какие-то истории. Это долго, с откатами, срабатыванием защит.
Вероятность изменений усиливается, если у вас ситуация, что не измениться не возможно. Это часто называют глубинной мотивацией: у родителей это часто дети, это удовлетворение важных потребностей, внешние обстоятельства, когда вы по-другому не можете.
3. работа через подсознание с помощью вербального и невербального гипноза, когда мы вводим жонглёра в особое состояние транса, в котором легко и быстро менять шары. Это те сеансы — медитации, которые я провожу на консультациях, записываю по-отдельности. Вы наверное слышали, как за один сеанс бросают купить или излечивают аллергию. И после таких сеансов, как правило, нужна еще поддержка встречами после.
Вернёмся к жонглёру, который прямо сейчас подбрасывает шары, он может жонглировать только определённым количеством шаров ( ага, вот это и объяснение про многозадачность). Напомню, что шар - это новый навык, способность, модель поведения в основе которых нейронные цепочки. И тут вы, с новой задачей…. Хочу миллион, например (самый частый запрос ко мне). С образом шаров это означает, что жонглёр должен взять в работу новый шар (создать новую нейронную цепочку, как совокупность навыков, убеждений, действий, как тех, что уже есть, так и новых), для этого нужно бросить какой-то из старых шаров и заменить его на новый… А у него нет функции бросать… У него настройки древнего мозга, если он бросит какой-то шар ( убеждение, навык, правило жизни), то это смерти подобно.
Решение, конечно есть.
Но сначала срабатывает «защита», вашему сознанию дают задачу «понять». Вот поймем, тогда старый шар бросим, без проблем. Понимать — это круто. Но, как говориться, есть разные уровни понимания. Иногда да, понимание приводит к смене шара, но нужны определённые условия.
И вот, несколько веков назад, образовалась группа людей, которые решили дать ответ: что делать, чтобы шары можно было менять для получения других результатов. Сейчас эти люди называются психологи, психотерапевты, психоаналитики. Они непрерывно работают, чтобы решить проблему с шарами, придумывают новые методы и способы, зная о том, что снова и снова психики образует новые защиты, адаптируясь и привыкая к тем способам и методам, которые ей предлагают для перемен. И я тоже в этой группе:)))
Расскажу несколько вариантов для замены шаров:
1. потрясение, всплеск эмоций, что-то необычное, непривычное, интерес к этому превысит силу защит. Например, вы идёте к медийному раскрученному психологу, ценник у которого как крыло самолёта. Это безусловно потрясение для психики. Есть методы, которые провоцируют на сильные эмоции и переживания.
2. длительная работа, с большим количеством заходов, попыток, интервенций в процессе которой жонглёр долго присматривается, с разных сторон рассматривая новый шар, а также психолог доносит мысль, что саблезубых тигров больше нет, можно менять шары, брать новые. А можно попробовать взять шар, то есть попробовать новый навык, модель поведения. Такие шары иногда показываю я: как бывает по-другому, рассказывая какие-то истории. Это долго, с откатами, срабатыванием защит.
Вероятность изменений усиливается, если у вас ситуация, что не измениться не возможно. Это часто называют глубинной мотивацией: у родителей это часто дети, это удовлетворение важных потребностей, внешние обстоятельства, когда вы по-другому не можете.
3. работа через подсознание с помощью вербального и невербального гипноза, когда мы вводим жонглёра в особое состояние транса, в котором легко и быстро менять шары. Это те сеансы — медитации, которые я провожу на консультациях, записываю по-отдельности. Вы наверное слышали, как за один сеанс бросают купить или излечивают аллергию. И после таких сеансов, как правило, нужна еще поддержка встречами после.
Что лучше : 1,2 или 3?
Правильный ответ: лучше, когда всё вместе, когда ингредиенты подбираются ювелирно, взвешивая каждый на весах, с проверкой гипотез. Именно такое сочетание даёт ощущение результата, что вы всегда это делали, что этот навык с вами всю жизнь. То есть жонглёр принял этот шар, как свой:)))
Правильный ответ: лучше, когда всё вместе, когда ингредиенты подбираются ювелирно, взвешивая каждый на весах, с проверкой гипотез. Именно такое сочетание даёт ощущение результата, что вы всегда это делали, что этот навык с вами всю жизнь. То есть жонглёр принял этот шар, как свой:)))
Наталья Филиппова
Ваш непростой психолог и гипнолог
Автор метода МАРсА (метод Активации, Разрешения и создания Альтернативы), работающий на уровне образования новых нейронных цепочек
Я работаю в полимодальном подходе: подбираю оптимальное сочетание методов и 1+2+3 в зависимости от вашего запроса
Ваш непростой психолог и гипнолог
Автор метода МАРсА (метод Активации, Разрешения и создания Альтернативы), работающий на уровне образования новых нейронных цепочек
Я работаю в полимодальном подходе: подбираю оптимальное сочетание методов и 1+2+3 в зависимости от вашего запроса